кафедральный собор С.-Петербургской епархии, памятник архитектуры рус. классицизма.
- предшественница К. с. В 1733-1737 гг. на участке буд. собора по распоряжению имп. Анны Иоанновны была сооружена ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы (архитекторы И. Я. Бланк и предположительно М. Г. Земцов). Храм стал первым на Невском проспекте и ознаменовал перемещение центра города в Адмиралтейскую часть. Архитектура этой барочной церкви напоминала Петропавловский собор: 3-нефная, зального типа, завершалась деревянным куполом со световым фонарем на 8-гранном барабане, расположенном ближе к алтарной части. Над притвором возвышалась деревянная колокольня, увенчанная шпилем. Стены украшали пилястры дорического ордера. 12 июня 1737 г. произошло торжественное перенесение с Петербургской стороны в новую церковь Казанской иконы Божией Матери (по ней храм впосл. часто именовали Казанским). На следующий день церковь была освящена. Торжества проходили при участии имп. Анны Иоанновны, сохранилась подаренная ею ко дню освящения дарохранительница на главный престол (с 1922 в ГЭ). Боковые приделы были освящены во имя ап. Иоанна Богослова и преподобных Антония и Феодосия Печерских.
Храм стал центром духовной жизни новой столицы. 21 авг. 1737 г. здесь в присутствии имп. Анны Иоанновны и вел. кнж. Елизаветы Петровны состоялся благодарственный молебен по случаю взятия Очакова и побед в Крыму над тур. армией. 3 июля 1739 г. в храме венчались принцесса Анна Леопольдовна и принц Антон Ульрих Брауншвейг-Люнебургский, 21 авг. 1745 г.- вел. кн. Петр Феодорович и вел. кнг. Екатерина Алексеевна, 29 сент. 1773 г.- вел. кн. Павел Петрович и вел. кнг. Наталия Алексеевна (в храме хранились их брачные венцы). Имп. Елизавета и вел. кнг. Наталия Алексеевна преподнесли храму в дар облачения, впоследствии перенесенные в ризницу К. с. Здесь 28 июня 1762 г. состоялось провозглашение архиеп. Димитрием (Сеченовым) вел. кнг. Екатерины Алексеевны императрицей Всероссийской Екатериной II, а ее сына - наследником цесаревичем. Ежегодно с 1743 по 1858 г. по распоряжению имп. Елизаветы Петровны в день заключения Ништадтского мирного договора и перенесения мощей св. Александра Невского в С.-Петербург (30 авг.) от Рождественского храма в Александро-Невский мон-рь шел первый общегородской и крупнейший в городе крестный ход (в 1763-1765 и 1771 в нем принимала участие имп. Екатерина II). В 1790 г. был установлен еще один крестный ход - к ц. Владимирской иконы Божией Матери. В храме отмечались также победы в русско-тур. и русско-швед. войнах. 22 окт. 1798 г. на литургии, возглавляемой митр. Гавриилом (Петровым), в Рождественской ц. молился имп. Павел I.
Настоятелями Рождественской ц. были протоиереи Тимофей Васильев Семёнов, Иоанн Константинов (с 1737), Маркелл Хрисанфов, Симеон Иванов, Иоанн Тимофеев, Иаков Константинов Навроцкий, Феодор Васильев Семевский, Иоанн Сырохнов, при котором произошло освящение нового собора. Более 40 лет прослужил в храме прот. Стефан Михайлов Гольмский. В ходе археологических раскопок 2000 г. на территории между совр. зданием К. с. и Невским проспектом выявлены фундаменты церкви.
Еще в 1773 г. при помощи франц. худож. Юбера Робера гр. А. С. Строганов составил под влиянием масонских идей художественную программу, главным пунктом к-рой было строительство подобия «св. Петра» на Неве. Выбранный участок на Невском проспекте между Екатерининским каналом (ныне канал Грибоедова) и Б. Мещанской ул. (ныне Казанская) находился поблизости от дворца гр. Строганова на Невском проспекте. В 90-х гг. XVIII в. гр. Строганов построил зап. корпус дворца с расчетом на предстоящее строительство храма (в 1805 он пристроил к этому корпусу «масонский храм», т. н. Физический кабинет, с видом на собор). Имп. Екатерина II не одобрила программу гр. Строганова. Однако в 1782 г., еще до вступления на престол, вел. кн. Павел Петрович высказал пожелание иметь в столице храм, который бы мог соперничать по значению с рим. собором св. Петра. Это пожелание совпало с замыслом гр. Строганова, и ему была оказана поддержка. Возможно, строительство было также приурочено к 100-летию города. Проекты представили Ч. Камерон (проект не сохр.), П. Гонзаго и Ж. Ф. Тома де Томон. Два последних архитектора хотели создать центрическую постройку и ориентировались на рим. Пантеон (в духе проектов Н. А. Львова и Дж. Кваренги 70-80-х гг. XVIII в.). 14 нояб. 1800 г. имп. Павел одобрил проект архит. А. Н. Воронихина. Активно выдвигая своего архитектора, Строганов хотел продемонстрировать успехи отечественного искусства и иметь возможность влиять на реализацию важнейшего для него проекта. В указе имп. Павла I Сенату от 22 нояб. 1800 г. предусматривалось учреждение комиссии для строительства церкви, к-рую предполагалось освятить в честь Казанской иконы Божией Матери (ПСЗ. 1830. Т. 26. С. 396). В комиссию велено было ввести президента АХ гр. Строганова, ген.-прокурора П. Х. Обольянинова, тайного советника Н. М. Карадыкина и вице-президента АХ П. П. Чекалевского, архитектором должен был быть Воронихин. Надзор за архитектурной частью возглавил И. Е. Старов, пристрастно следивший за деятельностью Воронихина, к-рый успешно справился с задачей (проектные материалы Воронихина хранятся в ГЭ, ГНИМА, НИМРАХ, ГМИС).
9 янв. 1801 г. имп. Павел I утвердил смету в размере 2 843 434 р. 971/2 к. На стройку было решено выделять по миллиону рублей в год. Строительство велось уже при имп. Александре I, в 1801-1811 гг. При выборе мастеров гр. Строганов отдавал предпочтение русским и сотрудникам АХ. Мастером И. Гербером была выполнена деревянная модель храма. В 1800-1803 гг. для нужд строительства передали материалы от разобранной ц. Рождества Пресв. Богородицы и с мызы Пелла, гранит, оставшийся от облицовки стен С.-Петербургской крепости, рускеальский и тивдийские мраморы, кирпичи производили на заводах по Шлиссельбургскому тракту.
К кон. июля 1801 г. был вырыт котлован под здание, затем забито 1800 деревянных свай, уложены тосненская плита под стены и гранитные блоки под опорные столбы. К 1803 г. был сделан гигантский фундамент глубиной ок. 8,5 м и объемом 32,5 тыс. куб. м. Тогда же приступили к сооружению цоколя и кладке кирпичных стен подвальных помещений. Каменными работами руководили М. Руджи и Д. Руска. В 1805 г. под Выборгом были вытесаны в основном из монолитов розового финляндского гранита-рапакиви 56 гранитных колонн для интерьера высотой 10,7 м (мастер Суханов; бронзовые капители отлиты на заводе Берда). Гранит-рапакиви послужил также материалом для входных лестниц и пола. Для цоколя собора, колоннады и постаментов использовали серый сердобольский гранит. Стены снаружи облицованы пудостским пористым известняком, из него изготовили колонны наружной колоннады, барельефы и элементы декора фасадов. К сент. 1805 г. здание было возведено до карниза, до конца года были установлены колонны внешней колоннады.
В 1808 г. начались и работы по внутренней отделке собора; лепной декор выполнили Б. Медичи и Ф. Торричелли. Теплый нежно-розовый тивдийский мрамор (совр. Кондопожский р-н, Карелия) использовался в К. с. в декоративной отделке пола, царского места и амвона, их цоколь - из ювенского мрамора (Приладожье), декор и мемориальные доски - из шокшинского кварцита (Прионежье, Карелия). В тех же краях добывались шунгитовые сланцы (из них были сделаны полы, подоконники, выполнен декор амвона и царского места). Четыре колонны иконостаса, внутренняя балюстрада, плиты для облицовки аттика изготовлены из ревневских яшм, добытых на Алтае, близ совр. г. Змеиногорска. В 1809-1810 гг. в соборе были установлены колонны. Значительное превышение сметы заставило к 1809 г. принять решение не золотить базы колонн, не устанавливать гранитные фигуры апостолов Петра и Павла, замыкающие зап. ограду (сделали только постаменты), колоссальные бронзовые статуи архангелов Михаила и Гавриила по краям сев. колоннады на аттик и т. д.
7 апр. 1807 г., сразу после смерти Старова, его место в комиссии занял Воронихин, а надзор за строительством был поручен Кваренги. Вскоре после того как 27 июля 1811 г. сломали старую церковь, император приказал гр. Строганову завершить строительство. В 1810 г. за возведение храма Воронихин получил орден св. Владимира 4-й степени и пожизненную пенсию, в 1811 г.- орден св. Анны 2-й степени. Инициатор проекта гр. Строганов удостоился чина 1-го класса. Простудившись на освящении собора, он через 2 недели скончался (27 окт. 1811). Воронихин умер 23 февр. 1814 г., на его надгробии на Лазаревском кладбище было помещено изображение собора. Руководителем работ в соборе с 1 июля 1814 г. стал проф. А. А. Михайлов. 24 авг. 1818 г. строительная комиссия была закрыта; новая комиссия по доделке собора работала с 26 сент. 1818 по 3 мая 1827 г.
Воронихин, как и др. конкурсанты, первоначально собирался создать центрический храм, имевший в плане греч. крест, но затем обратился к форме 3-нефной базилики. Базилика высотой 71,6 м, имеющая в плане лат. крест, вытянута на 72,5 м вдоль Невского проспекта. Ширина храма - 56,7 м, площадь - 1056 кв. саж. К. с. принадлежит к т. н. большим неоклассическим соборам Европы XVIII в. «Структура Казанского собора очень близка к рассуждениям французских теоретиков классицизма об идеальной форме храма», основанным «на античной теории Витрувия, на наследии раннехристианской церковной архитектуры и на теоретических текстах восточнохристианских отцов Церкви о значении храма и его частей» (Путятин. 2010. С. 67). Оформление центрального купола и зап. портика воспроизводит мотивы храма св. Женевьевы (Пантеона) в Париже (1758-1790, архит. Ж. Ж. Суфло). Дуга колоннады и купольный объем, занимающий центральное место в композиции, соответствуют формам здания Французской академии (Коллежа четырех наций, 1661-1665, архит. Луи Лево); возможно, влияние на Воронихина оказали работы М. Ж. Пейра и В. И. Баженова. Главными прототипами послужили соборы св. Петра в Риме и св. Павла в Лондоне. Вероятно, формы собора отразили архитектурные вкусы имп. Павла I. Вселенское значение К. с. подчеркивало наличие таких прототипов собора, как церкви Санта-Мария-Маджоре в Риме, Сан-Марко в Венеции, Санта-Мария-делле-Грацие в Милане (архит. Донато Браманте), упоминаемые в переписке Воронихина со Старовым, а также базилики коринфского ордера - Рождества Христова в Вифлееме (с ней сравнивал К. с. Анд. Н. Муравьёв «по внутреннему крестообразному расположению и красоте колонн» - см.: Путешествие по святым местам русским. СПб., 1846 4. Ч. 1. С. 86-87), Сан-Паоло-фуори-ле-Мура в Риме. Редко встречающаяся коринфская канеллированная колоннада собора, возведенная впервые в рус. архитектуре, напоминает и о любимом имп. Павлом древнеримском храме в Ниме, изображения к-рого украшали его загородные резиденции. Эти храмы император видел во время поездки по Европе в 1781-1782 гг. Т. о., К. с. отчасти стал реминисценцией его «культурологического» путешествия.
Купол пролетом в 17,1 м на высоком световом барабане в восточной части базилики, с люкарнами у основания к кон. XVIII в. стал типичным элементом с.-петербургской церковной архитектуры. Сам архитектор сопоставлял его с «древней великокняжеской короной российской», напоминая о державном храмоздателе имп. Павле и подъеме перед войной национального, прежде всего исторического, самосознания. Сильно выступающие квадратные в сечении коринфские пилястры, окружающие барабан, будучи связаны со стенами, значительно повышают его устойчивость к распору купола. Применение впервые в мире металлической стропильной конструкции купола (в виде радиально расходящихся ребер), покрытой луженым железом, было главным технологическим новшеством при строительстве. В устройстве купола из 2-3 оболочек можно видеть влияние архитектуры как ц. св. Женевьевы, так и Свято-Иосифовского собора в Могилёве, построенного Львовым в 1781-1798 гг. По мнению И. Е. Путятина, купол собора символизирует то, что Церковь находится под покровительством гос-ва, архитектурно связан с куполом ротонды Гроба Господня в Иерусалиме, а формы барабана - с «эллинизирующими идеями классики» (Путятин. 2011).
Грандиозная колоннада сев. фасада, напоминающая колоннаду собора св. Петра в Риме, охватывает полукруглую парадную площадь, выходящую на Невский проспект (84 колонны коринфского ордера высотой ок. 13 м, на юж. и сев. портиках по 20, на западном - 12 колонн, всего 136). Средняя часть колоннады подчеркнута выступающим портиком, над к-рым возвышается мощный аттик с треугольным фронтоном. Со стороны Невского проспекта портик воспринимается как пьедестал купола и «венчает» центр колоннады, т. о. зрительно неотделимой от здания собора. При этом она в отличие от прототипа, колоннады собора св. Петра Дж. Л. Бернини (1598-1680), широко раскрыта, совпадает по высоте с основным объемом храма и имеет с ним единый широкий пояс антаблемента. Она связывает собор с городской средой и содействует его включению в ансамбль главной магистрали. Градостроительное решение собора как архитектурного ансамбля предвосхитило работы К. И. Росси, «раскрывшего площадями» Невский проспект. «Плотная» колоннада и мощные перекрытия галерей создают переходную зону из «мирского» в сакральное пространство. Необычны крытые проезды, завершающие крылья полукруглой колоннады. Будучи прямоугольными в плане, они придают колоннаде зрительную законченность и устойчивость. Они перекрыты горизонтальными перемычками с особенно широким пролетом, как бы обрамляя въезды на Казанскую ул. и набережную канала Грибоедова. Эти триумфальные сооружения имеют прототипами арку Аргентариев, или Менял, в Риме и архитектуру Лувра. Их рельефы напоминали о прообразовательном значении чудес прор. Моисея и сооружении Иерусалимского храма.
Фасады собора прорезаны огромными окнами в 2 яруса, простенки декорированы пилястрами. Внутреннее пространство К. с. разделено могучими гранитными колоннами на 3 нефа с более широким центральным. Колоннады коринфского ордера из 2 рядов колонн поддерживают цилиндрические своды. В вост. части 4 мощных пилона служат опорой подпружных арок и парусов, на которых покоятся высокий барабан, возведенный над средокрестием, и купол. Внутренняя оболочка купола имеет диаметр 6,7 м, 2-я оболочка прорезана окнами-люкарнами. Подкупольные столбы Воронихина имеют относительно небольшое сечение. Иконостас, исполненный также по проекту Воронихина, располагался между колоннами и был обрамлен пилястрами, антаблементом и аттиком.
К. с. представляет собой пример синтеза архитектуры и монументальной скульптуры. Разработанная Воронихиным программа скульптурного украшения собора в процессе работы менялась и дополнялась и осталась незавершенной. В окончательном варианте 4 бронзовые статуи были установлены только в сев. портике: св. Иоанн Предтеча (скульптор И. П. Мартос), ап. Андрей Первозванный (скульптор В. И. Демут-Малиновский), равноап. кн. Владимир и св. кн. Александр Невский (обе - скульптор С. С. Пименов). Эти статуи, особенно статуи св. Иоанна Предтечи и равноап. кн. Владимира, относят к произведениям стиля ампир. Бронзовые двери сев. портика воспроизводят «Райские врата» флорентийского баптистерия, исполненные в 1425-1452 гг. Л. Гиберти. Литейными работами руководил В. П. Екимов. Врата украшены 10 многофигурными барельефами на ветхозаветные темы; в них символически представлена история человечества до пришествия в мир Спасителя, причем почти каждый барельеф включает неск. сюжетов, объединенных присутствием одного персонажа: Адама, Авеля, Ноя, Авраама, Исаака, Иосифа, Моисея, Иисуса Навина, Соломона, Давида. Только верхние 4 рельефа собора («Сотворение прародителей», «Каин и Авель», «История Ноя» и «История Авраама») находятся на своих первоначальных местах, расположение остальных изменено.
Четыре барельефа на крыльях колоннады посвящены истории прор. Моисея. На 2 центральных фризах представлены сюжеты «Источение Моисеем воды из камня в пустыне» (вост. часть, Мартос) и «Воздвижение медного змея» (зап. часть, И. П. Прокофьев). К площади, образованной колоннадами, с вост. стороны обращен рельеф «Неопалимая Купина» (И. Командер), с западной - «Моисей получает скрижали Завета» (И. Ландман). На аттике, обращенном к каналу, со стороны алтарной апсиды помещен самый большой рельеф - «Вход Господень в Иерусалим» (Ж. Д. Рашет). Рельефы в портиках изображают сцены из жития Богоматери и связанные с Нею чудеса: на юж. фасаде - «Благовещение», «Рождество Богородицы» (Мартос), «Введение во храм Девы Марии» и «Обручение Девы Марии с Иосифом» (Рашет), на сев. фасаде - «Благовещение», «Рождество Христово, с поклонением пастухов», «Поклонение волхвов», «Бегство в Египет» (все Ф. Г. Гордеев), на западном - «Успение Богородицы» (И. З. Кащенков), «Взятие Богородицы на небо» (Рашет), «Покров Богородицы» (И. Воротилов), «Явление Казанской иконы Божией Матери» (А. А. Анисимов).
Иконостас собора выполнили в академической манере русские художники. Образ Спасителя был перенесен в местный ряд главного иконостаса из ц. Рождества Пресв. Богородицы (ныне в ГРМ). Царские врата отлиты из серебра П. Теннером, иконы в них принадлежат кисти В. Л. Боровиковского (1804-1810, ныне в ГРМ). В советское время были утрачены иконы, написанные Боровиковским в те же годы для сев. придела: «Преподобные Антоний и Феодосий Печерские», «Св. Константин», «Св. Елена». Над иконостасом работали О. А. Кипренский («Богоматерь с Предвечным Младенцем», 1806, ГРМ), Г. И. Угрюмов («Архангелы Михаил и Гавриил» - на диаконских вратах главного алтаря; «Ап. Филипп», 1804. ГРМ; «Преподобные Зосима и Савватий Соловецкие», 1806-1811; «Спаситель» и «Богородица с Младенцем», 1806-1811, все в ГМИР), а также ученики Боровиковского С. А. Бессонов (утрачено не менее 8 его работ, сохр. только образ для юж. придела - «Брак в Кане Галилейской», ГМИР), А. Е. Егоров (сохр. эскизы его работ «Сошествие Св. Духа на апостолов», 1811, и «Положение во гроб», 1807, все в ГТГ), А. И. Иванов («Сретение Господне», «Крещение Господне» для главного иконостаса, ныне в ГРМ; «Спаситель», 1811; «Христос, воскрешающий сына вдовы», 1809; «Преображение», 1807-1809, для сев. придела; врата юж. придела «Архидиак. Лаврентий», ок. 1804, все в ГМИР) и др. В 1806 г. акад. Ф. И. Яненко начал писать запрестольные иконы для главного алтаря «Богоматерь Нерушимая Стена», «Св. Иоанн Предтеча» и «Св. Иоанн Богослов» (утрачены) и делать роспись «Тайная вечеря» в конхе алтарной апсиды. После смерти художника в 1809 г. их завершил Бессонов (1809-1811). С. С. Щукин - автор икон «Благовещение» для главного иконостаса (утрачена), «Бегство в Египет» для южного придела (ГМИР), «Св. Александр Невский» для главного иконостаса (ГРМ), «Ап. Прохор» для юж. дверей сев. придела (ГРМ). В ГМИР сохранились иконы, написанные для Антониево-Феодосиевского придела: «Обручение Девы Марии с прав. Иосифом» И. П. Чернова и «Св. Иоанн Богослов» И. Ф. Тупылева для главного иконостаса (между 1804 и 1810), «Обрезание Господне» Р. М. Волкова (после 1809), «Воскресение Христово» работы А. Л. Шустова (ок. 1811), «Явление Христа св. Марии Магдалине» и «Моление о чаше» А. Л. Витберга (ок. 1811). В ГМИР находятся иконы из придела Рождества Пресв. Богородицы «Архидиак. Стефан» М. Ф. Воинова (сев. врата), «Вход Господень в Иерусалим» Е. В. Мошкова, «Христос между апостолами по Воскресении» А. С. Канунникова, «Поклонение волхвов», «Воскрешение Лазаря» и «Взятие Богородицы на небо» П. Угрюмова, «Вознесение» и «Сошествие Св. Духа» Тупылева, «Св. Мария Магдалина» А. Г. Варнека (парная икона «Ап. Иоанн Богослов» утрачена), царские врата и образ «Прп. Сергий Радонежский» И. П. Чернова. В местном ряду главного иконостаса находились иконы небесных покровителей императоров Павла I и Александра I, в приделе Рождества Пресв. Богородицы - императриц Екатерины II и Марии Феодоровны. Большинство икон боковых и главного иконостасов, а также плащаница работы Тупылева утрачены. Не изучены 18 изображений апостолов между 1-м и 2-м рядами окон по периметру храма, написанных Воиновым, Волковым, А. И. Ивановым, Г. И. Угрюмовым, Щукиным, Яненко.
Над резным царским местом, изготовленным из различных сортов мрамора по проекту Воронихина, находилась надпись: «Сердце Царево в руце Божией». Под куполом были помещены аллегорические фигуры Веры, Надежды, Любови (бронзовщик П. П. Ажи); паникадило в 180 свечей изготовил бронзовщик Ж. Герен. После 1814 г. сохранилось только 2 алебастровых барельефа в полуциркульных нишах над входами в собор: над северным - «Взятие Христа под стражу в вертограде» Рашета и над южным - «Несение Креста» («Шествие Христа на Голгофу») Ф. Ф. Щедрина.
За живописные работы в соборе Бессонов, Воинов, Егоров и В. К. Шебуев были удостоены звания академиков, Боровиковский был пожалован бриллиантовым перстнем. Высочайшее благоволение объявлено Бессонову, Варнеку, Иванову и Чернову, крестом ордена св. Владимира награждены Егоров и Шебуев.
Уже во время Отечественной войны 1812 г. К. с. приобрел значение мемориала рус. славы. С нашествием Наполеона усилилось народное почитание иконы-заступницы. Перед ней молились имп. Александр I и полководец М. И. Кутузов. Через ген. Ф. В. Остен-Сакена и Кутузова храму в 1813 г. был передан список чудотворной Ченстоховской иконы Божией Матери (находился на левом клиросе правого придела, в наст. время в фондах ГМИР). В соборе хранились трофеи Отечественной войны, в частности 103 знамени и штандарта, ключи от 8 крепостей и 17 городов, а также жезл маршала Л. Н. Даву и 4 знамени, взятые под Ленкоранью в войне с Персией. Они размещались на пилястрах между окнами и на пилонах (доски для ключей и кронштейны для знамен проектировал Воронихин). Большинство трофеев после выставки в Москве в память 100-летия Отечественной войны в 1913 г. было передано в ГИМ.
13 июня 1813 г. в К. с. по воле имп. Александра I был похоронен Кутузов. В 1814 г. могила была обнесена оградой, созданной по проекту Воронихина, украшенной военными атрибутами и гербом полководца. Над мемориальной плитой были помещены Смоленская икона Божией Матери, находившаяся у гроба Кутузова, и картина Ф. Я. Алексеева «Прославление Казанской иконы Божией Матери на Казанской площади после освобождения Москвы от польских интервентов в 1612 г.» («Чудо от Казанской иконы Божией Матери в Москве») (1811), сюжет к-рой перекликался с изгнанием из Москвы армии Наполеона. У могилы дважды в год, в день тезоименитства Кутузова (6 сент.) и в день его кончины (16 апр.), служили панихиды.
В память о вступлении российских войск в столицу Франции и в честь прекращения «священной брани… во славу верховного Вождя, дающего и венчающего победы, Христа Спасителя» (Знаменский. 1911. С. 1573) имп. Александр I прислал из Парижа серебряный евхаристический набор с чеканными изображениями «Благовещения», «Рождества Христова», «Поклонения волхвов» и «Несения Креста», изготовленный мастером М. Г. Бьенне. Набор, включающий потир, дискос, звездицу, 2 тарели, копие, лжицу и нож, был передан в собор в 1815 г. (с 1925 в ГЭ). 15 июля имп. Александр I в соборе благодарил Бога за победу над «двудесятью языками». 6 дек. 1814 г. император с императрицей, фельдмаршал М. Б. Барклай-де-Толли и казачий атаман гр. М. И. Платов присутствовали в соборе по поводу «торжества всеобщего мира». Митр. Новгородский и С.-Петербургский Амвросий (Подобедов) отслужил Божественную литургию и особый молебен, составленный находившимся в тот день в соборе архим. свт. Филаретом (Дроздовым). Митр. Амвросий назвал собор «священным памятником священной войны» (Казанский собор. 2001. С. 66). Гр. Платов прислал в собор ок. 813 кг серебра из рус. храмов, конфискованного казаками у отступавших французов. Митр. Амвросий назвал «счастьем» возможность устроить в соборе «священный памятник священной войны» (Там же). Из серебра, первоначально предназначавшегося для изготовления статуй евангелистов, по предложению митр. Амвросия впосл. частично изготовили облицовку нового иконостаса.
25-26 авг. 1912 г. собор стал центром столичных торжеств в связи со 100-летием Отечественной войны. После крестного хода из Исаакиевского собора литургию в присутствии вел. кнг. Марии Павловны возглавил архиеп. Выборгский и Финляндский Сергий (Страгородский). Проект юбилейного оформления составил архит. И. А. Фомин. Большая часть трофеев после выставки в Москве в 1913 г. была передана в ГИМ. В К. с. сохранились лишь 5 наполеоновских штандартов, знамя и ключи от 6 городов.
Из-за ошибок, допущенных при строительстве собора, и сырости 17 апр. 1814 г. с потолка упал кусок штукатурки весом ок. 63 кг. В результате последовавшего ремонта был демонтирован плафон «Коронование Богоматери» (В. К. Шебуев, 1807-1811), погибли все барельефы интерьера, кроме 2, и лепнина, за исключением капителей пилястр.
Собор значительно изменился в царствование имп. Николая I. В 1826 г. по проекту бывш. помощника Воронихина архит. П. С. Филиппова в храме начались ремонтные работы, продолженные в 1828 г. О. Монферраном. В 1828 г. в парусах были выполнены изображения евангелистов (А. Т. Марковым - ап. Марк, А. В. Нотбеком - ап. Иоанн, Ф. Г. Солнцевым - ап. Матфей, Н. М. Тверским - ап. Лука). В 1829 г. основные работы были завершены.
В том же году по инициативе императора был объявлен конкурс на сооружение нового иконостаса. В конкурсе участвовали 16 архитекторов, 3 марта 1834 г. в нем победил К. А. Тон (конкурсные проекты А. П. Брюллова, В. И. Гесте, А. И. Мельникова, О. Монферрана, И. И. Шарлеманя хранятся в Научно-технической б-ке С.-Петербургского гос. архитектурно-строительного ун-та; Худож. газета. СПб., 1836. № 1. С. 10-12; Завьялов. Серебряный иконостас. 1895. № 29/30. С. 722-734; Славина Т. А. Константин Тон. Л., 1989. С. 59-63). Иконостас был изготовлен на фабрике Ж. Герена (вес серебряной облицовки 100 пудов) и освящен 22 окт. 1836 г. митр. Серафимом (Глаголевским). Иконостас выполнен в лаконичных классицистических формах, его основу составляли 4 яшмовые колонны коринфского ордера. Круг золотого сияния над царскими вратами, излучаемого Всевидящим Оком (выполнен по проекту Воронихина), Тон и его помощник А. Росси сохранили и увенчали широкой аркой, соответствующей линиям арок и сводов здания.
Большие запрестольные образы в академической традиции исполнили Ф. А. Бруни («Покров Богородицы», 1840), П. В. Басин («Введение во храм», 1841) и К. П. Брюллов («Взятие Богородицы на небо», 1842) (Новые запрестольные образа Казанского собора // Худож. газета. 1840. № 14. С. 1-9). При устройстве нового иконостаса его средняя часть была «углублена» в сторону алтаря, а боковые крылья увеличены. В них были помещены иконы небесных покровителей семьи имп. Николая I работы В. К. Сазонова и Ф. П. Брюллова (свт. Николая, равноап. Константина, ап. Петра - Сазонов, ГРМ; св. царицы Александры, св. Александра Невского, прор. Анны, св. Елисаветы, равноап. Ольги). В 1862-1866 гг. акад. И. А. Тюрин осуществил реставрацию икон и росписей собора. Часть икон, написанных Боровиковским для иконостаса (вмц. Екатерины, равноап. Константина, равноап. Елены), он заменил собственными копиями (иконы вмц. Екатерины письма Боровиковского и равноап. Константина, равноап. Елены письма Тюрина - в ГРМ; иконы вмц. Екатерины, преподобных Антония и Феодосия Печерских письма Тюрина - в ГМИР). Тюрин написал также большую Казанскую икону Божией Матери, помещенную снаружи на алтарной апсиде. Икона на медной доске весила более 320 кг (Петербургская хроника // Голос. СПб., 1866. № 122. С. 3).
В 1864-1866 гг. серебряных дел мастер В. В. Верховский реставрировал иконостасы. Собор ремонтировали в 1882 г., 1892-1893 гг., 1895 г. (ремонт колоннады и барельефов). Значительные ремонтные работы с устройством ризницы в 1892 г. планировал провести архит. А. А. Парланд. Рекомендации о покрытии купола давал Д. И. Менделеев (Кириков Б. М. Ремонт Казанского собора в 1882 г., 1892-1893 гг. и неизвестное письмо Д. И. Менделеева // Культура и религия. Л., 1977. С. 130-133). В 1903 г. храм был электрифицирован. Тогда же предполагалась постройка при соборе колокольни с ц. в честь Феодоровской иконы Божией Матери (проект архит. Н. Н. Никонова, приуроченный к 300-летию Дома Романовых, не осуществлен). В 1911 г. архитектором К. с. был назначен епархиальный архит. А. П. Аплаксин. К 100-летию возведения собора он осуществил реставрацию храма и издал самое полное его описание.
Храмовый образ - Казанская икона Божией Матери - написан на кипарисовой доске (55,6×53,3 см). Список с явленной в 1579 г. иконы привезла в С.-Петербург, по-видимому, в 1708 г. вдова царя Иоанна V Алексеевича царица Прасковья Феодоровна. Первоначальная золотая риза к Казанской иконе была пожертвована имп. Анной Иоанновной. Ко дню освящения собора для Казанской иконы была изготовлена новая риза из червонного золота с драгоценными камнями: 1432 алмаза, 3 бриллианта-солитера, 1665 бриллиантов, 638 рубинов, сапфиры, кораллы, изумруды, жемчуг и др. стоимостью до 100 тыс. р. (не сохр.). Половину камней пожертвовали императрицы Елисавета Алексеевна и Мария Феодоровна. Вероятно, тогда же были написаны 10 клейм («икон-картин»), посвященных истории обретения иконы в Казани (не сохр., воссозданы).
В алтаре храма находилось Евангелие, подаренное собору имп. Елизаветой Петровной, весом более 33 кг, в серебряном позолоченном окладе, изготовленном в 1787 г. по рисунку И. И. и А. И. Бельских; золотые потир и дискос, украшенные алмазами, рубинами и янтарем, были переданы в собор от имп. Марии Феодоровны в день освящения собора. Резьбу по мамонтовой кости дискоса, ручки и подножия потира императрица выполнила собственноручно.
В день освящения собора гр. Строганов преподнес дарохранительницу на главный престол в виде небольшого храма в стиле ампир с 16 колоннами, выполненную в 1805-1809 гг. из уральских самоцветов по проекту Воронихина (ГНИМА), художники Д. И. Евреинов, П. Иванов, скульптор П. П. Соколов (ныне на главном престоле собора, на хранении в ГМИР). Строганов подарил также потир и дискос, украшенные платиной (Евреинов, ГМИР). В 1826 г. по завещанию канцлера гр. Н. П. Румянцева в собор был вложен золотой литургический набор.
В 1883-1890 гг. на средства прихожан по рисунку архит. Н. В. Набокова ювелир А. Я. Соколов (он же в 1892 реставрировал серебряную облицовку иконостасов) изготовил гробницу для соборной плащаницы, семисвечник и чеканные хоругви, серебряное облачение престола, к-рые были украшены пожертвованными имп. Александром III крестом из ляпис-лазури в золотом сиянии на лицевой стороне и поддерживающими верхнюю доску 8 колоннами из калганской яшмы. На престоле были написаны тексты из Пс 44 и 46, молитвы и синодик (престол не сохр.) (Краткие сведения об устройстве среброкованной одежды на главный престол Казанского собора в С.-Петербург. СПб., 1886; Новая среброкованная одежда на престол главного алтаря Казанского собора // ЦВ. 1886. № 43. С. 680).
10 февр. 1890 г. прот. А. Лебедевым был освящен памятный кипарисовый крест, сделанный в Афонском Пантелеимоновом мон-ре в память спасения имп. Александра III и его семьи при крушении поезда в Борках. В честь того же события архит. Н. Н. Никонов для собора спроектировал Распятие, с предстоящими Богородицей и ап. Иоанном Богословом (худож. В. В. Васильев) (Торжество освящения креста в С.-Петербургском Казанском соборе // Рус. паломник. 1890. № 12. С. 143).
11 апр. 1914 г. прот. сщмч. Философом Орнатским с собором духовенства в Антониево-Феодосиевском приделе были освящены серебряный престол стоимостью 6 тыс. р. и мраморный жертвенник (Освящение престола и жертвенника в Казанском соборе // Изв. по С.-Петербургской епархии. 1914. № 8. С. 12-13).
На закладке нового собора (27 авг. 1801) и освящении главного престола (15 сент. 1811), приуроченном к 10-летию коронования имп. Александра I, присутствовал сам император. Оба чина возглавлял митр. Новгородский и С.-Петербургский Амвросий (Подобедов). Боковые приделы собора были освящены во имя преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских (северный) и в честь Рождества Пресв. Богородицы (южный). Со дня освящения и до освящения Исаакиевского собора (1858) К. с. по существу исполнял функции кафедрального, хотя формально таковым являлся Петропавловский собор. В К. с. императоры молились перед длительном отъездом и по возвращении в столицу, напр. 25 апр. 1828 г. имп. Николай I присутствовал здесь на напутственном молебне перед отправлением на войну с Турцией, трижды - в период Крымской войны; 8 апр. и 25 апр. 1877 г. перед началом и в период русско-тур. войны в соборе молился имп. Александр II.
События, связанные с благодатной помощью царской семье, отмечались в соборе благодарственными молебнами. 4 апр. 1866 г. имп. Александр II пришел в К. с. из Летнего сада, где в тот день было совершено покушение на его жизнь террористом Д. Каракозовым. В соборе был отслужен молебен в присутствии имп. семьи, в память о спасении государя в этот день был учрежден крестный ход на Неву. Благодарственные молебны служили в соборе после покушений на императора (25 мая 1867; 2 апр. 1879); сразу по возвращении в С.-Петербург для совершения благодарственного молебна в собор направились спасшиеся при крушении поезда в Борках имп. Александр III с семьей ( 23 окт. 1888).
В К. с. совершились епископские хиротонии архимандритов Амвросия (Орнатского) в 1816 г., свт. Макария (Булгакова) в 1851 г., свт. Игнатия (Брянчанинова) в 1857 г. В 1838 г. здесь был рукоположен во игумена настоятель Валаамского мон-ря Дамаскин (Кононов). В К. с. 25 дек. 1825 г. отпевали убитого на Сенной пл. военного и гос. деятеля гр. М. А. Милорадовича (в присутствии имп. Николая I); 28 окт. 1887 г.- П. И. Чайковского. В 1840 г. по почину Ревельского викарного еп. Венедикта (Григоровича) в соборе было возрождено ночное служение Пасхальной заутрени и литургии. Летом 1840 г. в К. с. неустанно служились молебны об избавлении от эпидемии холеры. В память об этом в 1849 г. был установлен ежегодный крестный ход 4 июля до Успенской церкви на Сенной пл. 6 апр. 1885 г. собор стал центром празднования памяти равноапостольных Кирилла и Мефодия, приуроченного к 1000-летию со дня преставления последнего.
14 нояб. 1894 г., после венчания, в собор прибыла на молебен царская чета. Имп. Николай Александрович и имп. Александра Феодоровна молились в К. с. также после коронования 23 июня 1896 г.
11 мая 1899 г. ок. 2 тыс. учащихся церковноприходских школ, воспитанники СПбДС и Александро-Невского уч-ща отмечали в К. с. 1-й церковно-школьный праздник.
Особой торжественностью отличалась служба к 300-летию Дома Романовых 21 февр. 1913 г., к-рую возглавили Антиохийский патриарх Григорий IV и митр. Владимир. В этот день в соборе находились чудотворные святыни - Почаевская икона Божией Матери и Нерукотворный образ Спасителя из часовни в домике Петра I, а на молебне присутствовала царская семья. С 1 янв. 1916 г. ежедневно в соборе совершались молебны перед чудотворной иконой о даровании победы рус. воинству в первой мировой войне.
В числе настоятелей К. с. были протоиереи Иоанн Бедринский (1814-1831), Петр Мысловский (до 1846), Тимофей Никольский (до 1848), Андрей Райковский (до 1860), Григорий Дебольский († 14 июня 1881), Александр Булгаков († 28 дек. 1883), Александр Лебедев († 23 марта 1898), Евграф Мегорский (до 1904), Димитрий Мегорский (до 1909); Николай Сосняков (до 1913), Николай Головин (1913). В соборе служили: прот. Герасим Павский (1815-1825), прот. Феодор Сидонский (1829-1871), свящ. Михаил Морошкин (1848-1870), прот. Михаил Соколов (1882-1895), прот. мч. Философ Орнатский (с 1913). С 1896 г. старостой собора был торговец, потомственный почетный гражданин, коммерции советник А. Г. Чадаев. Последним старостой собора (с 1911) перед революцией был генерал от кавалерии, член-учредитель Русского собрания гр. Н. Ф. Гейден.
4 нояб. 1870 г. приступило к работе Благотворительное об-во вспоможения бедным прихода, учредившее на следующий год дневной приют, в 1881 г.- богадельню для престарелых и беспомощных женщин (Казанская ул., 14). Была открыта бесплатная столовая для бедных, увечных и учащихся в приходском детском приюте (1892). В 1896 г. Благотворительное об-во приобрело дом № 33 по Екатерининскому каналу, в к-ром разместились богадельня, бесплатная столовая, приют для приходящих детей и бесприютных малолетних сирот, дом трудолюбия для нуждающихся женщин. Четырехэтажный дом со скромным кирпичным фасадом в духе «военно-гражданского стиля» был построен архит. А. К. Кейзером в 1879-1880 гг. В первую мировую войну при К. с. были учреждены Попечительный совет по оказанию помощи семьям воинов, живших в приходе (10 авг. 1914), и 1-й приходской в Петрограде лазарет для раненых (в доме 25 по Невскому проспекту, в квартире уехавшего на фронт прот. Т. Налимова). 3 сент. 1914 г. лазарет приняла под свое покровительство имп. Александра Феодоровна.
Со стороны паперти храма и Казанской ул. соборная площадь окружена спроектированной Воронихиным и отлитой на заводе Ч. Берда (1811-1812) чугунной решеткой (длина 153 м), отделяющей ее от садов Воспитательного дома. Часть его территории для устройства площади пожертвовала имп. Мария Феодоровна. В 1810 г. Воронихин предложил создать 2-ю полукруглую юж. колоннаду, площадь у юж. фасада и соединяющую их 3-ю линейную колоннаду, включающую зап. портик. В центре площадей планировалось поместить мраморные обелиски, которые напоминали бы площадь у собора св. Петра в Риме, послужившую образцом; к проездам колоннад должны были примыкать 2 триумфальные арки (восточная - у набережной канала). Но после смерти гр. Строганова и Воронихина этот проект не был осуществлен. В связи со строительством К. с. и созданием соборной площади архит. Л. И. Руска в 1805-1806 гг. реконструировал расположенный рядом каменный Рождественский мост через Екатерининский канал, сделав его частью площади. Мост был увеличен до ширины площади (95 м), крутизна подъема уменьшена.
Старые церковные дома были срыты при возведении собора в февр. 1801 г. В нач. 1801 г. император отверг идею строительства нового дома для причта вместе с проектом колокольни. Только в 1813 г. для причта был куплен у купца Далера дом на углу Невского проспекта (№ 25) и Казанской ул. (№ 1) (1813-1814, архит. В. П. Стасов). В 1816 г. надстроен 3-й этаж, в 1933 г.- 4-й, в наст. время сохранились только фасады. В 1897 г. был приобретен дом № 4 по Казанской ул., где разместились причт и певчие.
В сент. 1818 г. имп. Александр I повелел установить на площади перед собором бронзовые памятники М. И. Кутузову и М. Б. Барклаю-де-Толли (скульптор Б. И. Орловский, постаменты выполнены по проекту архит. Стасова, отливка в бронзе под рук. В. П. Екимова). Открытие памятников состоялось 25 дек. 1837 г.
От К. с. получили свои названия Казанский о-в (между Мойкой и каналами Грибоедова и Крюковым), Казанская адм. часть (прежде 2-я Адмиралтейская, занимала Казанский о-в), Казанская пл. вокруг собора, мост (ранее Рождественский) через канал Грибоедова по Невскому проспекту, Казанская ул. (от Невского проспекта через площадь мимо паперти К. с. вдоль Казанского о-ва).
В 1899-1900 гг. под рук. Р. Ф. Катцера на площади был разбит сквер. С 1876 г. площадь стала местом проведения митингов и демонстраций, получивших название «Казанских» (1897, 1901, 1902). В 1935 г. в сквере перед зап. фасадом собора установлен фонтан (1809, архит. Тома де Томон), перенесенный с Киевского шоссе (ныне Пулковское).
В нач. 1918 г. в ознаменование восстановления Патриаршества и в благодарность Господу за избавление митр. Вениамина (Казанского) от гибели при обстреле большевиками Московского Кремля (он спасался в подземной ц. во имя патриарха сщмч. Ермогена Чудова мон-ря) предстоятель Петроградской кафедры решил устроить в К. с. нижний «пещерный» зимний храм во имя патриарха сщмч. Ермогена (проект акад. В. А. Покровского, осуществлен под его руководством; освящен 18 янв. 1921). Патриарх свт. Тихон пожертвовал для храма частицу мощей сщмч. Ермогена и старинную Казанскую икону.
Жертвами большевистского террора стали прот. Философ Орнатский, расстрелянный после 9 авг. 1918 г. с сыновьями Николаем и Борисом (канонизированы в 2000), прот. Алексий Азиатский, епархиальный наблюдатель церковноприходских школ, служивший с 1910 г. в К. с., и, вероятно, гр. Н. Ф. Гейден, бесследно пропавший в кон. дек. 1918 - нач. 1919 г. В соборе служились панихиды по погибшим от рук большевиков.
В 1918 г. новым настоятелем собора стал прот. Николай Маренин, а с 1920 г.- прот. Николай Чуков (впосл. митр. Григорий). При нем в дом на Казанской ул., 4 было перенесено Богословско-пастырское уч-ще. Митр. Вениамин (Казанский) служил в 1919 г. в соборе на оба праздника Казанской иконы. На 1-м престольном празднике в числе сослужащих был буд. Патриарх Московский и всея Руси еп. Алексий (Симанский), на втором - буд. сщмч. Симон (Шлеёв), еп. Охтинский.
В 1922 г., во время кампании по изъятию церковных ценностей, был уничтожен серебряный иконостас храма и изъяты драгоценные предметы утвари (всего 129 пудов 37 фунтов 20 золотников серебра). 25 марта 1922 г. комиссия под председательством К. К. Романова признала, что К. с. имеет исключительное историко-художественное значение и подлежит охране. Экспертиза отдела по делам музеев Наркомпроса (С. Н. Тройницкий, Г. И. Котов, Л. А. Ильин) пришла к заключению, что иконостас подлежит «оставлению на месте в целом и в частях как выдающийся памятник». Тем не менее 3 мая губ. комиссия Помгола дала разрешение на снятие серебра с иконостаса. 13 мая председатель Петроградского Помгола И. П. Бакаев распорядился немедленно демонтировать иконостас, несмотря на телеграмму зав. Главмузеем Н. И. Троцкой с информацией о том, что председатель ВЦИК М. И. Калинин распорядился «приостановить изъятие» (Черепенина, Шкаровский. 1996. С. 52). Телеграммы, адресованные Калинину и Троцкой, от председателя Российской академии истории материальной культуры А. А. Васильева и ректора АХ А. Е. Белогруда от 16 мая с просьбой «остановить начатое разрушение иконостаса Казанского собора, памятника мирового значения» (Архивы Кремля. 1998. С. 242) остались без внимания: ««отрывание и сдирание» серебра производилось штыками и шашками» (Казанский собор. 2001. С. 199). Бакаев рапортовал Калинину 17 мая о том, что «серебряная обработка иконостаса Казанского собора снята. Обработка главных врат, упокованная (в) отдельную тару, находится (в) губфинотделе» (Политбюро и Церковь. С. 244).
С 16 июля 1922 г., после судебного процесса над петроградским духовенством, собор перешел к обновленцам, в марте-нояб. 1923 г. и с 20 янв. 1925 г. являлся обновленческой кафедрой. Его настоятелями были обновленческие архиереи Вениамин (Муратовский; с 1925) и Серафим (Руженцев; с 1927). В соборе проводились заседания обновленческого Епархиального совета.
26 дек. 1931 г. Президиум Ленинградского облисполкома принял постановление о закрытии собора и передаче здания АН СССР «для использования под музей по истории религии» (Там же. С. 233). 9 янв. 1932 г. Президиум ВЦИК отклонил обращение верующих о пересмотре данного постановления. «Согласно просьбе религиозного общества» разрешалось, чтобы «так называемая «икона Казанской Божией Матери» была передана в другое молитвенное здание» (Черепенина, Шкаровский. 1996. С. 53-54). В нояб. 1932 г. К. с. был закрыт, исчезла большая часть его внутреннего убранства. Здание передали АН для устройства Музея истории религии и атеизма, основой к-рого стала антирелиг. выставка, устроенная в 1930 г. в Зимнем дворце. Первым директором музея был организатор выставки этнограф В. Г. Богораз-Тан, с 1946 г.- В. Д. Бонч-Бруевич (его архив по сектантству поступил в музей в 1956). В годы, когда собор использовался как музей, с купола был снят крест и заменен шпилем на шаре, демонтированы памятные надписи и алтарная икона (1933-1934), уничтожены колокола. Собор использовался и для «наглядной агитации». Так, в 1934 г. перед его колоннадой был размещен колоссальный макет, изображавший ледовый лагерь О. Ю. Шмидта; в центре фасада во всю высоту - портрет И. В. Сталина. 4 сент. 1933 г. было произведено вскрытие могилы Кутузова. В 1938 г. предлагалось устроить в соборе музей войны 1812 г. В 1941 г. в здании вместо антирелиг. экспозиции была развернута выставка «Героическое прошлое русского народа», в 1942 г.- выставка «Отечественная война 1812 г.», был открыт доступ к могиле Кутузова. После закрытия 14 дек. 1946 г. Антирелигиозного музея в Москве его экспонаты передали в Музей истории религии в Ленинграде, к-рый возобновил работу после ремонта интерьеров собора в 1952-1956 гг. С 1957 г. издавались «Ежегодники» музея. Новая экспозиция была открыта в 1981 г. Ремонты фасадов и кровли были осуществлены в 1950-1952 гг. и в 1963-1968 гг. (автор проекта А. Э. Гессен).
3 июня 1989 г. усердием Алексия (Ридигера; впосл. Патриарх Московский и всея Руси), митр. Ленинградского и Новгородского, из фондов музея в К. с. были возвращены мощи св. Александра Невского; на Рождество 1990 г. им же были отслужены молебен и панихида на могиле Кутузова. Вскоре произошло возвращение мощей преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких. 4 нояб. 1990 г. в К. с. впервые после многолетнего перерыва была отслужена Божественная литургия. 29 нояб. 1990 г. настоятелем собора был назначен игум. Сергий (Кузьмин). 25 дек. того же года в соборе состоялось освидетельствование мощей прп. Серафима Саровского (Евгений (Ждан), архиеп. Сообщение патриаршей комиссии о втором обретении мощей прп. Серафима Саровского // СПбЕВ. 1991. № 1/2. С. 60-62; Колымагин Б. Второе обретение мощей прп. Серафима Саровского // ЖМП. 1991. № 4. С. 16-19), 28 февр. 1991 г.- свт. Иоасафа Белгородского (Симон (Гетя), архим. Второе обретение мощей свт. Иоасафа Белгородского // СПбЕВ. 1991. № 7. С. 34-38; Комаров Е. Второе обретение мощей свт. Иоасафа // ЖМП. 1991. № 12. С. 52-57).
25 мая 1991 г. в левом приделе возобновились постоянные богослужения, с 1992 г.- в главном приделе. 30 апр. 1994 г. на купол был установлен крест высотой ок. 5 м и весом 335 кг, отлитый на Канонерском заводе. 21 июля 1996 г. после 5-летнего перерыва прошла архиерейская служба: литургию отслужил митр. С.-Петербургский и Ладожский Владимир (Котляров), ему сослужил новый настоятель К. с. прот. Павел Красноцветов. С 1997 г. действует Попечительский совет К. с. 29 марта 1998 г. митр. Владимир освятил главный престол, к осени был восстановлен алтарь придела Рождества Богородицы. В июне 1999 г. установлен каркас иконостаса, в марте следующего года для увеличения площади алтаря его разрешено было сдвинуть к солее. 9 дек. 1999 г. из рус. Александро-Невского храма в Бизерте (Тунис) в собор передали Андреевский флаг с одного из кораблей эскадры Черноморского флота, ушедшей из Севастополя в 1920 г. 14 дек. 1999 г. состоялась офиц. передача собора С.-Петербургской епархии.
С 31 дек. 1999 г. К. с., согласно указу Патриарха Алексия II, получил статус кафедрального собора С.-Петербургской епархии. В собор возвращены иконы, находящиеся на хранении в ГРМ, в частности 3 запрестольных образа (в 1992), иконы святителей Василия Великого (1811) и Григория Богослова (1809-1812) письма В. К. Шебуева, находящиеся на вост. пилонах (еще один образ Шебуева - «Свт. Иоанн Златоуст» в ГМИР). Большинство икон воссоздаваемых полностью главного и сев. иконостасов и частично южного пишутся по образцу прежних в мастерской церковно-исторической живописи Ин-та живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина под рук. проф. А. К. Крылова. На историческое место - с левой стороны от царских врат главного иконостаса - была установлена Казанская икона Божией Матери, возвращенная из Князь-Владимирского собора С.-Петербурга в июле 2001 г. 20-25 сент. 2011 г. состоялись торжества и конференция, посвященные 200-летию собора, к-рые возглавил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. К 200-летнему юбилею в собор были пожертвованы частицы мощей св. праотцев Иоакима и Анны и часть пояса Пресв. Богородицы из Ватопедского мон-ря. От лица правосл. врачей Москвы собору вручили мозаичную Казанскую икону Божией Матери. В наст. время перед правым клиросом находятся мощевики с частицами мощей ап. Петра, св. Лазаря, еп. Китийского, св. кн. Владимира Новгородского, святых Петра и Февронии Муромских, прп. Иосифа Волоцкого, свт. Димитрия Ростовского, св. новомучеников и исповедников Агафангела Ярославского, Константина Богородицкого. Почитаются иконы Божией Матери «Млекопитательница», свт. Николая Чудотворца, свт. Петра, митр. Московского, царицы Александры и мц. Лидии. Из Тихвинской церкви пос. Сиверский возвращена Казанская икона Божией Матери в окладе, выполненном в рус. стиле, к-рая была пожертвована в К. с. подрядчиком А. Седовым в 1892 г. в память о 3 осуществленных им в соборе ремонтах (1874-1875). К 2011 г. в значительной степени восстановлены все 3 придела. Совершаются ежедневные утренние и вечерние богослужения.